Лосев Виктор
Автор: Дедов О.А.
Год: 2001
Тираж: 500
Параметры: 210х256 мм. 7Г 96 стр. 130 г.м. мелованная
Литературно-художественное издание. Волгоград: "Станица-2", 2011.- 96 с., 108 иллюстраций
Возможен заказ книги, отправка почтой.
Жил в Волгограде русский художник, вдохновенный певец природы, великолепный мастер своего дела. Человек нелегкой судьбы, даже трагической. Имя ему - Виктор Николаевич Лосев. Жизнь его прошла на виду многочисленных горожан, которые нередко смотрели на него так же, как и на пожарную каланчу - непременную принадлежность всякого града. Он оставил нам огромное и бесценное художественное наследство. Виктор Николаевич был одержим живописью, любил ее беспредельно, и эта любовь была настолько велика и захватывающа, что он отдал изобразительному искусству всю свою жизнь. Страсть к искусству, владевшая им всю жизнь, не угасла до последних дней. И только в этом он находил истинный смысл бытия и утоления веры в вечно обновляющейся и вечно прекрасной природе.
Виктор Николаевич Лосев родился 10 апреля 1926 года в Краснослободске Сталинградской области. Отец его, Николай Петрович, столяр-краснодеревщик, был выходцем из Ярославской губернии. Мать, Ефросиния Даниловна Калинина,- из крестьянского старозаветного рода. Старший брат Михаил погиб на Курской дуге в годы Великой Отечественной войны. У Виктора очень рано пробудилась склонность к созерцанию и наблюдательности, и он уже в детстве поверил своему призванию. Как и многие в то время одаренные дети, он начинал с изостудии Дворца пионеров. После войны, в 1950 г., окончил одно из лучших в стране художественных училищ - Саратовское. С той поры совершенно утвердился и в своей вере, и в своих упованиях на искусство. Но скорее в чисто духовном отношении, нежели в материальном.
Живопись не приносила ему никаких выгод. Однако жизненные заботы не заглушили в нем главного - творить и доставлять людям радость. В любой час дня и ночи он мог работать, не сетуя на то, что его покинуло вдохновение. Да и не ждал он его никогда, а каждый день шел к нему с кистями, палитрой и карандашами в руках. Работа для него - горение, творческая схима и одновременно благодать и отрада. Его одержимость и неистощимость в этом деле была безгранична. И вот плоды содеянного: тысячи пейзажей, натюрмортов, портретов, этюдов, рисунков, набросков...
Больше всего на свете он любил скромную русскую природу и в любое время года несказанно радовался ей, она вдохновляла его. В природе он видел гармоничное сочетание совершенства и красоты и, когда брался за кисть и прикасался к палитре, то уже не знал удержу, раскрывался весь и без остатка. Постигая самую потаенную суть вещи — сокровенную глубину и пленительную красу, как бы одушевлял изображенное, придавал настроение и поэтическое очарование.
Виктор Николаевич видел свет истинный, а не отраженный. А это не всякому дано. Его пейзажи, просветленные ярким солнцем, жизнерадостны, эмоциональны. Богатство красок его палитры ошеломляет и поражает зрителя. Главное, что занимает и волнует автора - это непосредственное видение: он писал и рисовал только с натуры, он никогда не отступал от действительности, не гнался за модой, шел своим самобытным путем. Искусство для него было превыше всех благ земных. Ему одному он поклонялся безраздельно. Не рвался к жирному пирогу, не искал выгоды и почестей. Он желал только одного: чтобы ему не мешали работать так, как ему хотелось. Он считал, что принуждать художника делать то, чего он не желает,- это величайшее зло.
Виктор Николаевич был поистине вдохновенный певец молодости и красоты. Он был не только живописцем, но и очень тонким психологом, умеющим схватить и передать в натуре самое существенное и характерное. Неутомимый труженик, он каждый день выходил на природу, навстречу Солнцу, и неустанно работал. Потому и все дни его жизни были благодатны, светлы, весомы и плодотворны, потому в его работах теплится жизнь истинная и сокровенная.
Мытарств и терзаний Виктор Николаевич испытал вдосталь. Судьба непрестанно подносила ему чашу, переполненную ядовитой горечью. До последних дней его не признавали и унижали свои же братья-художники и смотрели на него сверху вниз как на отверженного и неприкаянного, как на чудаковатого простака не от мира сего. Но среди молодежи и простого люда он пользовался огромной известностью и популярностью. Его любили. А с детьми он сближался как-то сразу, без всяких предисловий. Горожане всех рангов любили беседовать с ним на разные темы. В душе Виктор Николаевич был философом.
Его картины не нуждаются в расшифровке и комментариях; их красочный язык доступен каждому. Сэтим нельзя не согласиться. Краски - это те же слова и звуки, которые доступны всем людям, обладающим нормальным зрением.
Но самое страшное и непоправимое случилось в мае 1969 года. Тогда у Лосева сожгли сотни полотен и тысячи этюдов, графических листов, набросков и эскизов, хранившихся в подвале, который служил ему мастерской. Подвал был отдан под склад магазину «Химреактивы». Заведующий, не соизволив даже предупредить художника, приказал погрузить произведения Лосева на грузовики и отвезти на свалку. Там и сожгли. Художник лишился почти всего, что сотворил за весь период творческой жизни.
Трагическая история обрела огласку на всю страну. «Комсомольская правда», напечатавшая статью о сатанинском вандализме, получила несколько мешков писем от читателей, осуждавших современных Геростратов. Шли сочувственные послания и к самому художнику, но от этого не становилось легче. Личные горечи и неудачи не сломили его. Единственным утешением для него по-прежнему была работа. Судьба его крушит, а он возрождается, как Феникс из пепла.
Личного счастья у него не было. Почти вся его жизнь прошла в одиночестве. Он отрешался от всего материального, отдавая предпочтение духовному. Живопись была его жизнью, и она же стала его Голгофой. К славе он был равнодушен. Но истинные заслуги творца не отвергал и, как бы предчувствуя, говорил: «Меня признают только после смерти». Такие страстотерпцы, как Лосев, при жизни редко удостаиваются почестей, наград и лавров.
Но последняя радость миновала Виктора Николаевича - альбом «Волгоградский художник», великолепно оформленный и изданный в Москве. Так роскошно, выразительно и эффектно пейзажи и натюрморты Лосева репродуцируются впервые. Но альбом не застал в живых художника. Он вышел из печати спустя неделю после его кончины.
Вечное успокоение Виктор Николаевич обрел 29 января 1995 года. Умер в одиночестве, прислонившись к стоявшим на кухне самодельным табуреткам. Никто не услышал его предсмертного слова ипоследнего вздоха.
Память о Викторе Николаевиче не избудется. Он обладал чуткой и взыскательной совестью художника и был человеком кристальной честности. Он прошел тяжкий, мучительный путь. Но каждое утро встречал с благодарением и радостью. Его творческая стезя была благодатна. Он приблизился к высшему мастерству того искусства, которое называется живописью. А она требует не одного лишь мастерства, но и благородной души, чистого сердца и безмерной любви к тому предмету, который пишешь.
Все это у Лосева было в избытке. И все, что от него осталось и уцелело, будут неустанно и ревностно разыскивать и собирать, как в свое время собирали сотворенное Ван Гогом и Пиросмани. И в этом нет сомнения. И пока на Руси есть такие подвижники и бессребреники, как Виктор Николаевич Лосев, непогаснет свет души русской.
Михаил Давыдов