Портфолио

Некоторые книги доступны для чтения в формате "дежавю".

Скачать программу WinDjView для чтения книг в формате *.djvu

Вы можете произвести сортировку содержимого таблицы по интересующему Вас столбцу. Например, чтобы отсортировать по году издания в нужном Вам порядке, необходимо кликнуть на шапку столбика "год издания". Если Вы хотите увидеть книги, которые можно купить, кликните на шапке столбика "Подробнее: купить".

Вид Автор/составитель Название издания, сведения об издании Подробнее: купить Год издания
Изображение книги отсутствуетАвакян К.С.Возраст осенистихиНет данных2001
Изображение книги отсутствуетВатутина Т.В.Формирование и развитие оптовых рынков системы потребительской кооперациимонографияНет данных2001
Изображение книги отсутствуетДедов О.А.Лосев Виктор

Литературно-художественное издание. Волгоград: "Станица-2", 2011.- 96 с., 108 иллюстраций

Возможен заказ книги, отправка почтой.

Жил в Волгограде русский художник, вдохновенный певец природы, великолепный мастер своего дела. Человек нелегкой судьбы, даже трагической. Имя ему - Виктор Николаевич Лосев. Жизнь его прошла на виду многочисленных горожан, которые нередко смотрели на него так же, как и на пожарную каланчу - непременную принадлежность всякого града. Он оставил нам огромное и бесценное художественное наследство. Виктор Николаевич был одержим живописью, любил ее беспредельно, и эта любовь была настолько велика и захватывающа, что он отдал изобразительному искусству всю свою жизнь. Страсть к искусству, владевшая им всю жизнь, не угасла до последних дней. И только в этом он находил истинный смысл бытия и утоления веры в вечно обновляющейся и вечно прекрасной природе.

Виктор Николаевич Лосев родился 10 апреля 1926 года в Краснослободске Сталинградской области. Отец его, Николай Петрович, столяр-краснодеревщик, был выходцем из Ярославской губернии. Мать, Ефросиния Даниловна Калинина,- из крестьянского старозаветного рода. Старший брат Михаил погиб на Курской дуге в годы Великой Отечественной войны. У Виктора очень рано пробудилась склонность к созерцанию и наблюдательности, и он уже в детстве поверил своему призванию. Как и многие в то время одаренные дети, он начинал с изостудии Дворца пионеров. После войны, в 1950 г., окончил одно из лучших в стране художественных училищ - Саратовское. С той поры совершенно утвердился и в своей вере, и в своих упованиях на искусство. Но скорее в чисто духовном отношении, нежели в материальном.

Живопись не приносила ему никаких выгод. Однако жизненные заботы не заглушили в нем главного - творить и доставлять людям радость. В любой час дня и ночи он мог работать, не сетуя на то, что его покинуло вдохновение. Да и не ждал он его никогда, а каждый день шел к нему с кистями, палитрой и карандашами в руках. Работа для него - горение, творческая схима и одновременно благодать и отрада. Его одержимость и неистощимость в этом деле была безгранична. И вот плоды содеянного: тысячи пейзажей, натюрмортов, портретов, этюдов, рисунков, набросков...

Больше всего на свете он любил скромную русскую природу и в любое время года несказанно радовался ей, она вдохновляла его. В природе он видел гармоничное сочетание совершенства и красоты и, когда брался за кисть и прикасался к палитре, то уже не знал удержу, раскрывался весь и без остатка. Постигая самую потаенную суть вещи — сокровенную глубину и пленительную красу, как бы одушевлял изображенное, придавал настроение и поэтическое очарование.

Виктор Николаевич видел свет истинный, а не отраженный. А это не всякому дано. Его пейзажи, просветленные ярким солнцем, жизнерадостны, эмоциональны. Богатство красок его палитры ошеломляет и поражает зрителя. Главное, что занимает и волнует автора - это непосредственное видение: он писал и рисовал только с натуры, он никогда не отступал от действительности, не гнался за модой, шел своим самобытным путем. Искусство для него было превыше всех благ земных. Ему одному он поклонялся безраздельно. Не рвался к жирному пирогу, не искал выгоды и почестей. Он желал только одного: чтобы ему не мешали работать так, как ему хотелось. Он считал, что принуждать художника делать то, чего он не желает,- это величайшее зло.

Виктор Николаевич был поистине вдохновенный певец молодости и красоты. Он был не только живописцем, но и очень тонким психологом, умеющим схватить и передать в натуре самое существенное и характерное. Неутомимый труженик, он каждый день выходил на природу, навстречу Солнцу, и неустанно работал. Потому и все дни его жизни были благодатны, светлы, весомы и плодотворны, потому в его работах теплится жизнь истинная и сокровенная.

Мытарств и терзаний Виктор Николаевич испытал вдосталь. Судьба непрестанно подносила ему чашу, переполненную ядовитой горечью. До последних дней его не признавали и унижали свои же братья-художники и смотрели на него сверху вниз как на отверженного и неприкаянного, как на чудаковатого простака не от мира сего. Но среди молодежи и простого люда он пользовался огромной известностью и популярностью. Его любили. А с детьми он сближался как-то сразу, без всяких предисловий. Горожане всех рангов любили беседовать с ним на разные темы. В душе Виктор Николаевич был философом.

Его картины не нуждаются в расшифровке и комментариях; их красочный язык доступен каждому. Сэтим нельзя не согласиться. Краски - это те же слова и звуки, которые доступны всем людям, обладающим нормальным зрением.

Но самое страшное и непоправимое случилось в мае 1969 года. Тогда у Лосева сожгли сотни полотен и тысячи этюдов, графических листов, набросков и эскизов, хранившихся в подвале, который служил ему мастерской. Подвал был отдан под склад магазину «Химреактивы». Заведующий, не соизволив даже предупредить художника, приказал погрузить произведения Лосева на грузовики и отвезти на свалку. Там и сожгли. Художник лишился почти всего, что сотворил за весь период творческой жизни.

Трагическая история обрела огласку на всю страну. «Комсомольская правда», напечатавшая статью о сатанинском вандализме, получила несколько мешков писем от читателей, осуждавших современных Геростратов. Шли сочувственные послания и к самому художнику, но от этого не становилось легче. Личные горечи и неудачи не сломили его. Единственным утешением для него по-прежнему была работа. Судьба его крушит, а он возрождается, как Феникс из пепла.

Личного счастья у него не было. Почти вся его жизнь прошла в одиночестве. Он отрешался от всего материального, отдавая предпочтение духовному. Живопись была его жизнью, и она же стала его Голгофой. К славе он был равнодушен. Но истинные заслуги творца не отвергал и, как бы предчувствуя, говорил: «Меня признают только после смерти». Такие страстотерпцы, как Лосев, при жизни редко удостаиваются почестей, наград и лавров.

Но последняя радость миновала Виктора Николаевича - альбом «Волгоградский художник», великолепно оформленный и изданный в Москве. Так роскошно, выразительно и эффектно пейзажи и натюрморты Лосева репродуцируются впервые. Но альбом не застал в живых художника. Он вышел из печати спустя неделю после его кончины.

Вечное успокоение Виктор Николаевич обрел 29 января 1995 года. Умер в одиночестве, прислонившись к стоявшим на кухне самодельным табуреткам. Никто не услышал его предсмертного слова ипоследнего вздоха.

Память о Викторе Николаевиче не избудется. Он обладал чуткой и взыскательной совестью художника и был человеком кристальной честности. Он прошел тяжкий, мучительный путь. Но каждое утро встречал с благодарением и радостью. Его творческая стезя была благодатна. Он приблизился к высшему мастерству того искусства, которое называется живописью. А она требует не одного лишь мастерства, но и благородной души, чистого сердца и безмерной любви к тому предмету, который пишешь.

Все это у Лосева было в избытке. И все, что от него осталось и уцелело, будут неустанно и ревностно разыскивать и собирать, как в свое время собирали сотворенное Ван Гогом и Пиросмани. И в этом нет сомнения. И пока на Руси есть такие подвижники и бессребреники, как Виктор Николаевич Лосев, непогаснет свет души русской.

 Михаил Давыдов

Купить2001
Изображение книги отсутствуетНекоммерческие организации Волгоградаинформационный справочникНет данных2001
Изображение книги отсутствуетКолоницкая А.Путь дурочки (непросветленные истории)Нет данных2001
Изображение книги отсутствуетТрейси В., Ингерсол С.Церковь Назарянинанаше место в христианском миреНет данных2001